Равновесие

ravnovessiee1Закон равновесия - один из основных законов композиции. Он относительно прост для понимания, но имеет большое значение. Обычно, говоря о равновесии все сразу вспоминают качели. Качели могут либо балансировать, либо перевешивать на одну из сторон. Суть равновесия в композиции примерно та же самая. Уравновешивая композицию вашей работы, вы как бы создаёте баланс между левой и правой частью рисунка.

В данном случае композиция гармонична и уравновешена.

ravnovesie1

А здесь есть перевес в левую сторону, поэтому создаётся ощущение, что в правой части нужно добавить предметов. Этот вариант компоновки является ошибочным.

ravnovesie2

На примере портрета это выглядит так. Здесь портрет сбалансирован и нас ничего не смущает. Всё как надо.

ravnovesie

Но если сдвинуть его к примеру влево, то композиция нарушится, и как бы вы не старались хорошо нарисовать, всё равно будет ощущение, что в работе что-то не так.

ravnovesie4

А давайте попробуем в этой-же композиционно ошибочной ситуации нарисовать в правой части, например, фрагмент окна.

ravnovesie5

За счёт него мы немного уравновесили композицию. Добавляя что-то в пустующую сторону, вы как на качелях прибавляете немного веса в лёгкую сторону и они вновь балансируют.

Очень интересно то, что рисуя человека в профиль, его стоит слегка сместить так, что бы перед лицом было чуть больше места, чем за затылком.

ravnovesie6

Это связано с тем, что нам свойственно посмотреть туда же куда смотрят другие, даже если человек нарисован у вас всё равно будет возникать такое желание. Поэтому то поле на листе, куда направлен взгляд, приобретает как бы больший вес, чем  незадействованная сторона, находящаяся за затылком. Смещая человека относительно его взгляда, мы как бы перемещаем его из тяжеловесного поля в легковесное и тем самым создаём равновесие.

На равновесие влияет не только расположение предметов, но и их характеристики. К примеру в светлой среде тёмные тона берут на себя больше внимания нежели светлые и приобретают больше веса. В тёмной среде всё наоборот. Цвет тоже играет роль: яркие краски привлекают к себе больше внимания нежели приглушённые. Даже психология персонажей имеет значение. Например значимая фигура будет тяжелее второстепенной.

Иногда бывают такие ситуации, что дизбалланс оправдан идеей. Дапример одним из способов передать душевное сметение или волнение может стать выведение композиции из равновесия.

Суть всего этого в том, что вы должны доверять своим чувствам и других вариантов нет, так как путём умозаключений понять что и куда двигать почти не возможно. Да это и не имеет смысла. Если вас что-то смущает, значит вы допустили ошибку в работе, если всё гармонично, значит вы молодец и всё сделали верно.

Если вам не удаётся уловить ту тонкую грань. когда работа уравновешенна и двигать больше ничего не надо, не переживайте, ведь всегда можно поработать над развитием чувства равновесия, чем я вам и советую заняться. Выполните слеующие упражнения на развитие чувства равновесия.

Оставить комментарий

Я не робот.

Optionally add an image (JPEG only)